Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Пятница, 19.07.2019, 13:39 
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » 2014 » Февраль » 5 » Листая страницы истории…
21:16
Листая страницы истории…

Как быстро летит время, десятилетие за десятилетием сменяют годы, меняется правительство,  жизненные устои, многое забывается, но все события нашей жизни хранит в себе наша история. В этом году мы празднуем 60-летие создания ученических производственных бригад в Ставропольском крае.

 Инициаторами  создания первых ученических бригад явились учителя и ученики Ставропольского края.   В тезисах ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране», опубликованных для всенародного обсуждения, отмечалась, что после ХХ съезда партии, была проделана некоторая работа по приближению школы к жизни. В Ставропольском крае родилась замечательная инициатива создания ученических бригад в колхозах и совхозах.

Опыт Григорополисской средней школы, где дети в 1954 году создали трудовое объединение в помощь родному колхозу «Россия», успешно распространился в крае и за его пределами. Так с 1954 года в нашем районе на базе общеобразовательных школ стали создаваться ученические производственные бригады.

 В основном все бригады комплектовалась из учащихся 8-10 классов.  Учащиеся в меру своих сил, в соответствии с программой школы по труду, выполняли комплекс работ в сельском хозяйстве. Юноши и девушки воспитывались в труде, приучались к дисциплине и готовились стать достойными мастерами сельского хозяйства. Ученические бригады формировались - не как самоцель, а трудовое воспитание школьников. В первоначальный период создания ученических бригад было   много трудностей, испытаний. Работая в ученической бригаде на полях, каждый ученик мог убедиться в том, что в процессе труда они постоянно познавали основы сельскохозяйственного производства, повседневно выполняя, углубляя свои знания. Ученическая производственная бригада была одна из перспективных форм связи школы с жизнью. Работа в ученической бригаде, творческих объединениях  значительно расширяла кругозор учащихся, вырабатывала трудолюбие, коллективизм.

В учебное время после занятий работали на полях ученической бригады по два часа каждый день. Делали грядки для посадки томатов, капусты, лука, моркови, огурцов. Грядки поливали водой, а потом высаживали на них парниковые растения. Но при всем этом работа носила учебный характер. Весной члены ученической бригады слушали инструктаж агронома. С помощью учителей составляли план устройства оросительных каналов, подготовки почвы и семян к посеву, научились правильно сеять и возделывать многие сельскохозяйственные культуры.

   Ребята могли не только хорошо работать, но и хорошо отдыхать. Ребята слушали лекции, доклады, сообщения на темы труда. В бригадах организовали художественную самодеятельность, где были созданы хоровое, сольное пение, танцы. Велась спортивная работа. Была организована футбольная команда из  членов бригад, подготовлена волейбольная команда девочек и мальчиков для участия в районных и краевых спортивных соревнованиях, играли в шахматы. Для работы среди пионеров были выделены отрядные вожатые из числа лучших комсомольцев. Члены ученической бригады выпускали «боевые листки» на животноводческих фермах, выступали с концертами перед тружениками села. Одни члены ученической бригады окончили десятый класс и переступили порог школы. Другие - выбыли из её рядов и стали работать на полях совхоза.  Вместо них пришли другие ученики-члены ученической бригады.

Члены бригады применяли знания, полученные на уроках в работе по выращиванию сельскохозяйственных культур на участках ученической бригады. Некоторые научились водить тракторы, комбайны, было специальное звено, которое целиком работало на сельскохозяйственных машинах. Каждая бригада принимала участие в выполнении производственного плана совхоза. Часто бригадиры УПБ  помогали  подготовить членов бригады к работе в совхозе.

Старшие девочки работали на птичнике, помогая выращивать утят и цыплят, в некоторых школах занимались кролиководством. Зимой ученики старших классов вывозили на поля навоз. В июне, июле  звено овощеводов выращивали овощи. Занимались садоводством, выращивали различные сорта черешен, вишен, яблок и груш. Особенно трудоемким был полив, но учащиеся справлялись. Ученические бригады соревновалась между собой не только по трудовым, количественным, качественным показателям,  но и  по спортивной и культурно-досуговой деятельности членов УПБ.

Жизнь в ученических производственных бригадах была очень насыщенной, интересной и познавательной. Очень жаль, но в  90-е годы почти все ученические  производственные бригады перестали функционировать, на базе этих школ стало действовать трудовое объединение школьников.  Сейчас УПБ продолжает свою работу только на базе двух школ МКОУ СОШ №3 с. Камбулат и МКОУ СОШ №4 с. Малые – Ягуры, наверное, символично, что названия обеих бригад «Надежда». Обе бригады, да и трудовые объединения школьников действуют по принципам своих первоначальных наставников, сохраняя преемственность и дух того времени.

Отмечая эту дату,  Дом детского творчества с 20 декабря по 14 января провел работу по созданию электронного музея ученических производственных бригад Туркменского района.

При формировании музея использовались материалы следующих общеобразовательных учреждений района:

1.     Презентация «Преемственность УПБ в ТОШ МБОУ СОШ №1 с. Летняя Ставка», исполнитель – учитель географии Хаджимухаметова  Г.Х.

2.     Презентация УПБ МКОУ СОШ №2 с. Овощи «ЮНОСТЬ», исполнители – заместитель по воспитательной работе Стефановская Л.Н. и старшая вожатая Акопян Г. О.

3.     Летопись ученической бригады МКОУ СОШ №3 с. Камбулат, исполнители заместитель по воспитательной работе Худотеплова Н. В. и старшая вожатая Басова И. В.;

4.     Презентация «Из истории УПБ «Юность» МКОУ СОШ №5 с.Казгулак, исполнитель – заместитель по воспитательной работе Литвинова М. И.;

5.     Презентация «История УПБ Владимировской СШ» МКОУ СОШ №7 п. Владимировка, исполнитель учитель биологии Кравцова Н. В.;

6.     Материалы МКОУ СОШ №8 а. Куликовы – Копани, исполнитель – заместитель по воспитательной работе Курбанова Х.М.;

7.     Презентация «История УПБ» МКОУ СОШ №9 с. Кучерла, исполнитель – учитель химии и биологии Омариева Т. С.;

8.     Фотографии и почетные грамоты МКОУ СОШ №10 с. Шарахалсун, исполнитель – заместитель по воспитатательной работе Хиясова Н.З.;

9.     Материалы «История ученической производственной бригады» МКОУ СОШ №11 с.Кендже – Кулак, исполнитель – заместитель по воспитательной работе Салич Е. В.;

10.                       Презентация «УПБ «Заря» МКОУ СОШ №13 п. Красный Маныч, исполнитель – старшая вожатая Конева Г.В.

МКОУ СОШ №4 с. Малые Ягуры, МКОУ СОШ №12 а. Сабан – Антуста и МКОУ СОШ №14 п. Ясный  материалы не представили.

После рассмотрения полученных работ было отмечено высокое качество материалов следующих школ: МКОУ СОШ №3, МБОУ СОШ №1, МКОУ СОШ №5, МКОУ СОШ №13.

Все работы были отправлены в ГБОУ ДОД «Краевой центр экологии, туризма и краеведения» для создания электронного музея ученических производственных бригад.

         Все материалы  размещены на сайте МКОУ ДОД «ДДТ» ddt-lstavka.ru, поэтому каждый желающий пожжет зайти на наш сайт, прикоснуться к истории, вспомнить свою молодость, увидеть и родных и близких себе людей.

Дмитриева Г.В. методист МКОУ ДОД «Дом дом детского творчества».

Просмотров: 1512 | Добавил: llmix | Рейтинг: 0.0/0