Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Понедельник, 16.09.2019, 23:13 
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость


Основная форма образовательного процесса в УДО «ДДТ»– учебное занятие

На отчетный период количество обучающихся составило 639 воспитанников.

Процесс обучения проводится по 28 образовательным программам в 42 группах  детей по 5-ти направленностям: техническое, естественнонаучное, социально-педагогическое, художественное, спортивно-оздоровительное. 

Дополнительные образовательные общеразвивающие программы реализуются в разных формах. Основная форма образовательного процесса – учебные занятия (групповые или индивидуальные). Вид занятия определяется содержанием образовательной программы. Занятия проводятся на базе «ДДТ» и школ, с соблюдением нормативов, в соответствии с учебно-тематическим планом образовательной программы, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей

Характеристика образовательных программ

Техническая направленность.

            Техническая направленность представлена дополнительными образовательными программами по информатике ( «Юный мультипликатор»,«Радио» (радиотехнический), «Юный техник» (работа с деревом), «Юный информатик»)

Информатика рассматривается как важнейший компонент образования, играющий значимую роль в решении приоритетных задач образования – в формировании целостного мировоззрения, системно-информационной картины мира, учебных и коммуникативных навыков.

         Основная цель программ – создание благоприятных условий для развития творческих способностей, математического и логического мышления детей достигается в процессе решения следующих задач: формирование у учащихся общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией; овладение новыми информационными технологиями; формирование способности к анализу и синтезу; развитие смысловой памяти. Занятия проводятся в форме групповых и индивидуальных занятий.

Изучение должно обеспечить осознание значения информатики в повседневной жизни человека; понимание роли информационных процессов в современном мире.

В результате изучения учащиеся развивают логическое и математическое мышление, овладевают умениями решения учебных задач; получают представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях. Для реализации программ требуются компьютер­ные кабинеты, оснащенные вычислительной тех­никой (компьютеры, столы, стулья,  классная доска, таблицы, мультимедийное оборудование (проектор, экран, аудиоустройства).

С того момента как в 1895 году А.С. Попов изобрел радио прошло немало времени. Современная радиоэлектроника проникает во все сферы современной жизни. Проблема воспитания молодого поколения с общетехническим кругозором, была и остаётся актуальной. Тем более, когда в стране повышается требование к качеству технического образования, и уровню профессиональной подготовки специалистов. Актуальность разработки программы «Радио » связана с желаниями ребят как можно больше заниматься электроникой. Стремительное развитие радиоэлектроники в науке, рождает у них творческие устремления прикоснуться своими руками к созданию различных устройств, попробовать все самому. Занимаясь радиоэлектроникой, обучающиеся познают безграничные возможности разных направлений технического прогресса. Радиолюбительство – это одно из таких направлений. Человек, пройдя школу радиолюбительства, остается преданным этому делу всю свою жизнь. Большинство лучших конструкторов, изобретателей, специалистов в области радиоэлектроники вышли из радиолюбительской среды.

 Время наше сложное - это время социальных перемен, политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на коммерческие шоу, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия - нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. Программа   курса  «Юный техник (работа с деревом) актуальна, так как соответствует основным тенденциям развития современного общества. Ведь трудовые навыки, гибкость ума и эстетический вкус – важные качества каждого человека. Они развиваются только в практической деятельности. Ребята на занятиях кружка учатся, как правильно оборудовать и оснастить рабочее место, какой выбрать материал, подобрать заготовку, определить, какие инструменты наиболее подходят для работы, правильно разметить заготовку и обработать ее. Поработав с древесиной, ученики убеждаются в том, что в природе нет более универсального, доступного и красивого материала. Древесина обладает удивительным свойством легко поддаваться обработке. Не менее удивительными свойствами обладает и листовая жесть, сравнительно прочна, легко поддаётся гибке, резанию. Ученики охотно работают с ней.

  Художественная направленность

Художественная направленность представлена различными направлениями -хореография,    театр, вокальное, хоровое   искусство, изобразительное и декоративно-прикладное творчество.

Изучение обеспечивает:

  1. осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
  2. развитие эстетического вкуса, художественного мышления учащихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами;
  3. развитие индивидуальных творческих способностей учащихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;
  4. формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, их сохранению и приумножению.

Вокальное, хоровое  искусство( «ВИА», «Спектр», «ХОР»)

  1. формирование основ музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в

развитии мировой культуры;

  1. развитие общих музыкальных способностей учащихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
  2. формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение);
  3. воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
  4. расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
  5. овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
  6. прочное овладение вокально-певческими навыками; знание основ певческой гигиены и самоконтроля голосового аппарата; развитие музыкального слуха, памяти, ритма, артистизма;

воспитание эмоциональной отзывчивости к искусству.

Декоративно - прикладное творчество и ИЗО( «Фантазия», «Мозаика творчества»,»Волшебная бумага»,»Территория творчества», «Акварель», «Юный художник»)

Содержание программ направлено на развитие интереса к художественному и народному творчеству, его традициям и наследию. Содержание способствует духовно-нравственному формированию и развитию личности, становлению художественного вкуса, творческой активности учащихся.

Образовательные программы представляют детям возможность  обучаться  по следующим видам  декоративно-прикладного творчества:

-работа с бумагой и картоном;

-работа с нитками и веревками;

-вышивание;

-работа с тканью;

-изделия из пластилина;

-цветы из ткани и гофрированной бумаги;

-флористика;

-поделки из природного материала;

-работа с бросовым материалом.

Задачи и возможности программ  по «ИЗО»:

- учить детей теоретическим основам рисования ( пропорции, строение, цвет, свет и т.д.);

- учить передавать свое эмоциональное отношение к окружающему миру различными изобразительными средствами;

- учить графическим, живописным приемам и навыкам;

- учить пользоваться техническими приемами при создании композиций используя теоретические знания;

- учить оценивать любые художественные произведения;

- осуществлять знакомство с традиционной культурой и искусством России для активизации познавательного интереса к отечественному искусству и мировой художественной культуры;

- развивать способность оценивать ребенком красоту окружающего мира, научить выражать ее через художественный образ;

- развивать творческое мышление, смекалку, художественный и эстетический вкусы через изучение классических мировых произведений, посещение музеев, выставок.

- воспитывать интерес ребенка к тому или другому виду творчества, развивать в нем стремление узнать что-то новое, причем не только из области, относящейся к специализации, но и совершенно других, таких как музыка, история, литература.

  Театр( « ШТЭМ» (Каламбур, Мельпомена)

Содержание программ направлено на развитие интереса к художественному и народному творчеству, его традициям и наследию. Содержание способствует духовно-нравственному формированию и развитию личности, становлению художественного вкуса, творческой активности учащихся, музыкального и драматического образования учащихся, их творческое и эмоциональное развитие.

Изучение обеспечивает:

  1. формирование интереса к народной культуре, воспитание национальной гордости, уважения к прошлому народа, развитие их творческих способностей;
  2. развитие музыкального вкуса; воспитание любви и бережного отношения к русскому народному творчеству;
  3. формирование умений и навыков выступления на сцене;
  4. обучение основным приёмам игры в   театре; раскрытие артистических и исполнительских способностей учащихся;
  5. повышение общей культуры учащихся через знакомство с литературой,   народными обрядами и традициями;
  6. формирование певческих и исполнительских  умений и навыков, включающих в себя: формирование речевой культуры с помощью специальных упражнений на постановку дыхания, дикции, интонации;   
  7. развитие актерских способностей и мастерства: взаимодействие с партнером, создание образа героя, работа над ролью; овладение навыками «ведущего»; 
  8. овладение телом как инструментом сценического действия и сценического общения; развитие внутреннего камертона пластической выразительности;
  9. развитие умений и навыков при изготовлении кукол  и декораций для спектаклей;

Хореография («Радость»)

Содержание программ предполагает воспитание творчески развитой личности учащихся средствами хореографии и музыки, развитие его художественного вкуса, музыкального чувства ритма, интереса, имеющего общественно значимый характер.

Изучение обеспечивает:

  1. формирование интереса к истории хореографического искусства, истории костюма, основам актерского мастерства;
  2. формирование танцевальных знаний, умений и навыков на основе овладения программным материалом;
  3. воспитание танцевальной культуры, терпеливого, уважительного отношения к народным традициям;
  4. укрепление физического здоровья, выработка выносливости, развитие музыкальности и чувства ритма;
  5. овладение теоретическими основами жанровой хореографии; овладение лексикой, техникой танцевального исполнительского мастерства;
  6. развитие внимания, воображения, фантазии, памяти (слуховой, зрительной, моторной); развитие индивидуальной выразительности и эмоциональности в творчестве;
  7. выявление и развитие индивидуальных актерских способностей.

Социально – педагогическая направленность( «ЮИД», «Мир вокруг нас», «Русь»(военно-спортивный клуб)

     Изменения, происходящие в социально-экономической среде, поставило общество перед решением многих важных проблем. Одной из них является развитие социальной активности, формирование самостоятельности мышления и деятельности личности.

Одной из задач современного образования является формирование потребности к саморазвитию и самообучению. С дошкольного возраста ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Начинается этап психического развития ребенка с момента осознания себя членом человеческого общества до момента систематического обучения.

Решению этих вопросов во многом способствует организация внеурочной исследовательской и проектной деятельности обучающихся. Как известно, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Таким образом, метод проектов способствует:

¨ актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром;

¨ стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, творческой общественно-значимой деятельности;

¨ способствует процессу сотрудничества детей и взрослых;

¨ является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста - от проекта к проекту.

Изучение обеспечивает:

  1. воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
  2. знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
  3. формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
  4. понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;

Юные инспектора движения 

Изучение обеспечивает:

  1. формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения, расширение системы знаний и практических навыков поведения на дорогах;
  2. обучение учащихся навыкам безопасного поведения на дорогах, профилактика дорожно-транспортного травматизма;
  3. повышение общего уровня культуры участников дорожного движения;
  4. развитие творческих и мыслительных способностей детей.

Патриотическое движение

Изучение обеспечивает:

1) воспитание патриотов России, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов, сохранение исторической преемственности поколений.

2. развитие у детей и молодежи творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализации личности;

3)поддержка и развитие инициатив у учащихся;

4) воспитание здорового образа жизни, развитие военно-прикладных и технических видов спорта;

5)привлечение воспитанников к участию в военно-спортивном воспитании.

Естественнонаучная направленность( «Юный эколог», «Юный животновод», «Юный лесовод», «Друзья природы»,

Изучение обеспечивает:

  1. формирование целостной научной картины мира; понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
  2. овладение научным подходом к решению различных задач; овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
  3. овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
  4. воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
  5. овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды;
  6. формирование умений проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.

Спортивно-оздоровительная направленность («Фитнес-аэробика», «Фитнес-йога»)

Программы данного направления сконцентрированы на укреплении здоровья детей, формировании навыков здорового образа жизни, двигательных умений и навыков физкультурно-спортивной деятельности, морально–волевых качеств и системы ценностей с приоритетом жизни и здоровья.

Актуальность  программ    спортивного направления заключается в том, что в настоящее время наблюдается интерес подрастающего поколения к различным видам спорта. Одновременно с этим средства массовой информации и широкий рынок коммерческих услуг в области спорта сформировали миф о доступности специальных знаний и навыков, искаженное представление о физических пределах человеческих возможностей.

Не каждый педагог, работающий над реализацией программ  спортивно-оздоровительной направленности, имеет достаточного опыта, времени, готового набора методик для того, чтобы оценить эффективность процессов обучения и воспитания по данным программам. Использование современных информационных технологий (компьютерные экспертные системы) позволяет педагогу дополнительного образования в полном объеме отслеживать динамику физического развития и двигательной подготовленности каждого ученика; получать объективную оценку выполнения двигательных заданий на основе специфических для каждого типа конституции требований (оценочных шкал), определять тип конституции каждого ребенка, разрабатывать для него индивидуальный план занятий; автоматизировать формирование типологических групп, занятия с которыми должны различаться методически; помогут в выборе адекватных двигательных режимов, ведения документации и оформлении результатов работы.

Система отслеживания результатов освоения учащимися образовательных программ, создает условия для обеспечения доступности и повышения качества дополнительного образования, выработки, конструирования и постоянного обновления содержания образовательного процесса. В выявлении результативности образовательной деятельности задействованы различные формы и механизмы диагностики, что обеспечивает создание ситуации выбора и ситуации успеха для каждого ребенка и способствует его позитивной социализации.

Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их.

Расписание утверждается директором, согласуется с профсоюзом.

В каникулярные дни проводятся занятия объединений и проводятся    игровые программы, праздники.

В летний период времени в «Доме детского  творчества» организовывается лагерь с дневным пребыванием детей, где организовываются кружковые занятия, оздоровительные и культурно-массовые мероприятия.

Соблюдаются правила по технике безопасности, охране труда, эксплуатации оборудования, противопожарной безопасности и нормы САНпина.  На переменах и после занятия проводится проветривание помещений, осуществляется влажная обработка.