а) учебную, так как создает дополнительные
условия для обобщения и осмысления воспитанником полученных теоретических и
практических знаний, умений и навыков;
б) воспитательную, так как является стимулом к
расширению познавательных интересов и потребностей ребенка;
в) развивающую, так как позволяется детям
осознать уровень их актуального развития и определить перспективы;
г) коррекционную, так как помогает педагогу
своевременно выявить и устранить объективные и субъективные недостатки
учебно-воспитательного процесса;
д) социально-психологическую,
так как дает каждому воспитаннику возможность пережить «ситуацию успеха».
Аттестация воспитанников творческих объединений Дома
детского творчества проводится 2 раза в учебном году: в конце первого полугодия
(декабрь) - промежуточная аттестация и во 2 полугодии (апрель, май) - итоговая.
Формы проведения итоговой аттестации: контрольный урок,
итоговое занятие, зачет, экзамен, тестирование, концертное прослушивание,
зачетное и экзаменационное прослушивание, защита творческих работ и проектов,
выставочный просмотр. Программа аттестации (при любой форме проведения и в
любой образовательной области) должна содержать методику проверки теоретических
знаний воспитанников и их практических умений и навыков. Содержание программы
аттестации определяется самим педагогом на основании содержания образовательной
программы и в соответствии с ее прогнозируемыми результатами.
Не менее чем за месяц до проведения аттестации детского
объединения педагог должен в письменном виде представить администрации график и
программу аттестации. На основании представленных заявок не позже чем за 2
недели составляется общий график проведения аттестации воспитанников ДДТ,
который утверждается директором и вывешивается на доступном для всех
педагогических работников месте.
Для проведения
итоговой аттестации воспитанников формируется аттестационная комиссия, в состав
которой входят представители администрации , методисты, педагоги
дополнительного образования (имеющие первую и высшую квалификационную
категорию).
Для
получения более точных данных аттестации детей за год, при составлении методики
аттестации педагогу следует продумывать задания так, чтобы учитывать разную
подготовленность детей (занятия в объединении до 3-х месяцев, частые болезни
ребенка, разновозрастность учебной группы).
Критерии оценки
результатов аттестации
Критерии оценки уровня теоретической подготовки воспитанников:
соответствие уровня теоретических знаний программным
требованиям (для итоговой аттестации);
-
широта
кругозора;
-
свобода
восприятия теоретической информации;
развитость практических навыков работы со специальной
литературой;
осмысленность и свобода использования специальной
терминологии.
Критерии оценки уровня практической подготовки воспитанников:
- соответствие уровня развития минимальных
практических умений и навыков, способностей из выбранного профиля деятельности
(для входной аттестации);
-
соответствие
уровня развития практических умений и навыков программным требованиям (для
итоговой аттестации);
-
свобода
владения специальным оборудованием и оснащением;
-
качество
выполнения практического задания;
-
технологичность
практической деятельности.
Критерии оценки уровня развития и воспитанности детей:
-
культура
организации практической деятельности;
-
культура
поведения;
-
творческое
отношение к выполнению практического задания;
-
аккуратность
и ответственность при работе;
-
развитость
специальных способностей.
Оценка, оформление и анализ результатов
аттестации
Результаты
аттестации воспитанников должны оцениваться таким образом, чтобы можно было
определить:
- Наличие минимального уровня теоретических и практических знаний, умений, способностей в определенной деятельности
- Насколько достигнуты прогнозируемые результаты программы каждым ребенком;
- Полноту выполнения образовательной программы;
- Обоснованность перевода воспитанника на следующий этап или год обучения;
- Результативность самостоятельной деятельности ребенка в течение всего года.
Конкретная форма оценки результатов аттестации в каждом
детском объединении определяется и обосновывается в соответствии со спецификой
его образовательной деятельности.
Результаты аттестации фиксируются в «протоколе аттестации воспитанников детского объединения», который является одним из отчетных документов и хранится у администрации Дома детского творчества. Параллельно оценки (уровни) аттестации могут быть занесены в журнал конкретной учебной группы детского объединения.
Приложением
к протоколу аттестации воспитанников детского объединения является методика ее
проведения.
Результаты аттестации воспитанников детских объединений анализируются администрацией совместно с педагогами по следующим параметрам:
- количество воспитанников (%), полностью освоивших программу в необходимой степени, не освоивших программу (в сравнении с результатами входной аттестации);
- количество воспитанников (%), переведенных или не переведенных на следующий год или этап обучения;
- причины невыполнения детьми образовательной программы;
- необходимость коррекции программы.